Развитие у детей навыков самообслуживания. 7 правил для мам

В каком возрасте ребенок должен умываться самостоятельно без помощи мамы? А одеваться по погоде? Обо всех навыках самообслуживания и приблизительных возрастных рамках читай в этой статье.

Развитие у детей навыков самообслуживания. 7 правил для мам

Едва только карапуз становится на ножки, как его тут же одолевает тяга к самостоятельности.

И хоть по началу многие даже бытовые задачи самообслуживания оказываются ему не по плечу, он все равно упорно снова и снова пытается донести ложку до рта, самостоятельно причесаться или расстегнуть маленькую хитрую пуговку на кофточке.

Итак, ниже мы приведем приблизительный список навыков и умений в сфере заботы о своем теле и удовлетворении своих потребностей, которыми овладевают малыши (не без твое помощи, конечно).

До 1 года

  • Бросить слюнявчик в стирку (и в принципе бросить что-то как просто в пространство, так и в определенную емкость/ направление)
  • Вытереть лицо и руки влажной салфеткой (финальный аккорд в этой гигиенической процедуре, конечно, совершает мама)
  • Снять обувь (с помощью взрослого)
  • Есть кусочки руками (фрукты, овощи, печенье)
  • Держать ложку и зубную щетку, имитируя поведение взрослых
  • Самостоятельно играться не менее получаса

Развитие у детей навыков самообслуживания. 7 правил для мам

  • Мыть руки (с помощью мамы)
  • Чистить зубы (так же как и мыть руки)
  • Пытаться частично раздеваться
  • Пытаться обуваться самостоятельно
  • Пытаться расчесываться, во всяком случае проявлять интерес
  • Выбирать одежду из предложенных вариантов
  • Пить из чашки
  • Кушать ложкой (а иногда и детской вилочкой)

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Режим для ребенка от года до трех лет: нужен ли? 

1,5 – 2 года

  • Снимать трусики, штанишки
  • Одевать футболку через голову
  • Складывать пижамку в комод
  • Снять и отнести на место обувь
  • Мыть руки и умываться (не без маминой помощи)
  • Расчесываться (финальный аккорд – за мамой)
  • Перекладывать с общего блюда себе в тарелку порцию еды
  • Пользоваться салфеткой
  • Выбрасывать мусор в мусорное ведро
  • Самостоятельно играться не менее 40 минут

Развитие у детей навыков самообслуживания. 7 правил для мам

 3 года

  • Одеваться (может потребоваться помощь в расстегивании/застегивании пуговиц и застежек)
  • Пытаться «покорить» пуговицы и крючки на одежде, застегивать молнию
  • Определять одежду по погоде
  • Обуваться (помощь понадобится только в завязывании шнурков)
  • Намыливаться во время купания
  • Вешать полотенце на крючок
  • Класть грязное белье в стирку
  • Застилать кровать (с помощью мамы)
  • Помогать маме на кухне (например, выкладывать хлеб в хлебнице, вытирать посуду полотенцем, расставлять приборы)
  • Наливать воду в чашку из графина
  • Вытереть брызги с поверхности
  • Самостоятельно взять печенье или конфету из вазочки, разворачивать конфету
  • Пользоваться столовыми приборами
  • Знать свой домашний адрес (частично, например, город, название улицы)
  • Мыть фрукты (под контролем мамы)
  • Играть самостоятельно не меньше 1 часа

Развитие у детей навыков самообслуживания. 7 правил для мам

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Творческие способности ребенка: как развить 

4 года

  • Мыть голову (с маминой помощью)
  • Усовершенствовать свои кулинарные способности (очистить крутое яйцо, сложить бутерброд из нарезанных мамой ингредиентов)
  • Знать номер домашнего телефона и домашний адрес
  • Накрывать стол и убирать со стола
  • Знать порядок стирки и помогать маме на каждом этапе (закладка белья, засыпание порошка, включение машинки кнопкой, выключение, открывание и извлечение белья из барабана)
  • Полностью одеваться и обуваться самостоятельно, завязывать шнурки
  • Причесываться
  • Чистить зубы и умываться

Развитие у детей навыков самообслуживания. 7 правил для мам

  • Выбирать одежду по погоде
  • Мыть посуду
  • Еще больше усовершенствовать свои кухонные навыки (чистить овощи, пользоваться безопасным ножом)
  • Знать телефонные номера экстренных служб и уметь им позвонить
  • Вообще уметь пользоваться домашним телефоном

 Внимание! Приведенные выше навыки и умения (компетенции, как модно говорить у взрослых) – весьма ориентировочны. Кто-то уже в 3 года помогает маме нарезать салат, а кто-то в 5 с удовольствием подставляет маме спинку, чтоб она ее намылила. Темпы развития у всех детей разные. Показывай и учи малыша этим вещам, но не расстраивайся, если к чему-то он окажется не готов. Придет время, и твой помощник сможет заботиться не только о себе, но и о тебе.

Добавить комментарий Скрыть комментарии

Источник: https://mama.ua/26950-ya-sam-ili-navyki-samoobsluzhivaniya-ot-1-do-5/

Развитие у детей навыков самообслуживания. 7 правил для мам — Все актуальные новости

Развитие у детей навыков самообслуживания. 7 правил для мам

Здравствуйте, дорогие читатели. Самостоятельность и возможность самому себя обслужить – это то, чему необходимо обучать ребенка с самого раннего возраста. Умение умываться, одеваться, кушать ложкой, убирать игрушки за собой дают ребенку чувство уверенности в себе и значительно облегчают процесс адаптации к детскому саду. Дети по своей натуре очень деятельны и активны, они сами стремятся познавать мир. Поэтому важно не подавлять первые желания ребенка что-то сделать самостоятельно, а наоборот всячески поддерживать и поощрять. Сегодня мы поговорим о том, как происходит формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста, и как может на это влиять мама. 

Самое важное — это режим и распорядок дня. А также составление важных правила и их соблюдение помогут развитию навыков самообслуживания у малышей дошкольного возраста.

Правило № 1

Следует создать необходимые условия для успешного освоения ребенком навыков самообслуживания. Так, одежда должна легко надеваться и сниматься, иметь простые застежки; вешалки и полки должны располагаться на удобной высоте для ребенка.

Все вещи, которыми пользуется малыш, должны находиться в определенном и легкодоступном для малыша месте. Для того чтобы малыш мог сам умываться, возле раковины должна стоять специальная подставка.

Стул за обеденным столом должен быть нужной высоты. Когда малыш может дотянуться до всех нужных предметов, он будет повторять за взрослыми и быстрее научится.

Правило № 2

Ребенка нужно обучать правильности действий и их последовательности. Методично, шаг за шагом малышу нужно показывать и объяснять все необходимые движения. Важно делать это постоянно, пока вы не убедитесь, что малыш может справиться сам.

Развитие у детей навыков самообслуживания. 7 правил для мам

Первое, что он освоит – это владение ложкой. Учить чаще начинают с 1 года. Сначала нужно направлять и поддерживать его руку с ложкой, помогать черпать кашу. Потом он научится повторять эти движения сам.

Правило №  3 

Необходимо учитывать возраст ребенка и уже имеющийся опыт.

При всей тяге и способности детей к обучению, все же не следует бежать впереди паровоза и требовать слишком многого.

Учитывайте возрастные особенности. Но в тоже время следует постепенно усложнять задачи, для поддержания интереса и совершенствования навыков.

Правило № 4

Не забывайте хвалить ребенка, как за положительные результаты, так и за старание, желание помочь, усидчивость.

Старайтесь делать как можно меньше замечаний и не ругайте, если что-то не получилось. Однако похвала тоже должна быть заслуженной. Не преувеличивайте, а конкретно объясните малышу, почему он «молодец», за что вы его хвалите.

Правило № 5

Сами будьте примером для подражания. Дети – наши зеркала, всегда помните об этом. Все, что они видят и слышат, обязательно отразится в их поведении.

Поэтому в первую очередь важно присмотреться к себе. Следите за собой, будьте аккуратны, последовательны и ваши дети будут брать с вас пример.

Дети не только копируют действия мамы по уборке дома, но и походку, движения, привычки, манеру вести себя за столом.

Все самые незначительные движения и поступки родителей можно увидеть у малыша 2 – 3 лет. Повторение за взрослыми позволяет ему осваивать окружающий мир.

Правило № 6

Ребенок должен испытывать интерес к труду и радость от своих достижений. Наберитесь терпения, не ругайте, не торопите вашу кроху, когда он пытается подмести пол, впервые помыть посуду.

Развитие у детей навыков самообслуживания. 7 правил для мам

Важно, чтобы ребенок чувствовал удовлетворение от своей самостоятельности. Очень полезно закреплять полученные навыки через игру. Утром возьмите куклу с собой умываться, пусть малыш почистит ей зубки, умоет и поможет одеться.

Правило № 7

Соблюдение режима дня – важнейший фактор для гармоничного развития нервной системы малыша, а, следовательно, для формирования трудолюбия и уравновешенности.

Активные прогулки на свежем воздухе, продолжительный ночной и дневной сон, своевременные приемы пищи – залог здоровья, хорошего настроения и успехов в освоении навыков самообслуживания.

Безусловно, рано или поздно ребенок всему научится сам. Дома с мамой возможно и нет острой необходимости все уметь. Но ведь, когда малыш пойдет в детский сад, без элементарных умений и навыков он начнет испытывать определенные трудности.

Воспитатели не в силах пристально следить за каждым малышом, как кто оделся или помыл ручки. Так зачем подвергать ребенка лишнему стрессу в непростой для него период адаптации к детскому саду?

Читайте в рубрике: Как психологически подготовить ребенка к детскому саду.

  • Поэтому наберитесь терпения, будьте активны, но в то же время спокойны и ласковы и все обязательно получится.
  • Чем раньше малыш освоит элементарные навыки самообслуживания, тем увереннее он будет чувствовать себя в садике, а родители будут за него спокойны.
  • Автор статьи Маркина Алла Викторовна.

Развитие у детей навыков самообслуживания. 7 правил для мам — все о красоте и здоровье на NewsForever.ru

Информация, опубликованная в статье, носит ознакомительный характер. Обязательно проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом!

Поделитесь ссылкой и ваши друзья узнают, что вы заботитесь о своем здоровье и придут к вам за советом! Спасибо ツ

Источник: https://NewsForever.ru/razvitie-y-detei-navykov-samoobslyjivaniia-7-pravil-dlia-mam/

Что должен уметь ребенок в 7-10 лет: обязанности детей по дому и навыки самообслуживания

В 3-4 года помогать взрослым любят все дети, спустя 2-3 года маминых помощников уже не так много, а к школьному возрасту домашним трудом занимаются единицы. Взрослые, не принимающие неумелую помощь малышей, могут столкнуться позднее с полным нежеланием подростков не только помогать по дому, но даже обслуживать самого себя.

Что может делать по дому ребенок младшего школьного возраста?

Нужно или нет нагружать школьников домашними делами? У них множество занятий по освоению школьной программы, дополнительная нагрузка – спорт, занятия по интересам. Пусть ребенок в полной мере ощутит счастливое детство. Так думают родители, убежденные, что их дети вполне могут расти на всем готовом, лишь бы он успевал хорошо учиться и не имел проблем в коллективе.

Естественно, что дети, не имеющие посильных обязанностей по дому на пороге школьного возраста, не станут активно браться за домашние дела. К этому их следовало приучать в 2-4 года, причем делать это мягко и ненавязчиво. Тогда к 7-8 годам ребенок умел бы многое делать и с удовольствием вкладывал свой труд в семейное благополучие.

Развитие у детей навыков самообслуживания. 7 правил для мам

  • Что могут делать по дому 7-летние дети:
  • Убирать пыль при помощи пылесоса.
  • Поливать цветы дома и на клумбе.
  • Готовить простые блюда.
  • Собирать свой портфель.
  • Помогать маме развешивать белье после стирки.
  • Выпалывать сорняки на грядке.
  • Подметать двор.
  • Выносить мусор.
  • Разогревать пищу в микроволновой печи.
  • Прогуливать и кормить небольшую собаку.
  • Прибирать вещи, наводить порядок в комнате.
  • Оставлять после купания и посещения туалета чистоту в этих помещениях.
  • Гладить простые по крою вещи.
  • Самостоятельно готовиться ко сну и собираться утром в школу.
  • Чистить свой велосипед от грязи, производить мелкий ремонт двухколесного друга.
  • Прибираться в шкафу с посудой и кухонными принадлежностями.
  • Накрывать на стол перед обедом, подавать негорячие блюда, хлеб, салат, бутерброды, убирать за собой и членами семьи после еды.

Что под силу 8-летнему ребенку:

  • в порядке письменного стола, шкафа с книгами и другими вещами.
  • Приготовление для себя ванны.
  • Смена постельного и нательного белья.
  • Умение чинить свою одежду, простой ремонт.
  • Формировать свой образ в одежде по собственному желанию.
  • Помогать отцу во время ремонта, выполняя несложные поручения.
  • Собирать урожай на приусадебном участке.
  • Кормить и выгуливать домашних животных.
  • Протирать пыль и пылесосить мебель и напольные покрытия.
Читайте также:  Как правильно использовать тест на беременность. планшетный, струйный, цифровой тест, стрип-полосы

Что умеет 9-летний школьник:

  • Готовить простые блюда, следуя рецепту.
  • Красить ровную поверхность.
  • Наносить побелку на деревья в саду.
  • Запекать на огне картошку или сосиски.
  • Присматривать за младшими детьми (с 2 лет), уметь переодеть их и накормить.
  • Чистить клетки домашних питомцев.
  • Заправлять подушку в наволочку и одеяло в пододеяльник.
  • Рыхлить неширокую грядку граблями, пропалывать ее от сорняков.
  • Сажать семена цветов и овощей по заданной схеме.
  • Заправлять свою постель.

Какие дела можно доверить 10-летнему ребенку:

  • Готовить несложную выпечку, пользуясь рецептом.
  • Готовить простые блюда на всю семью, рассчитав нужное количество продуктов.
  • Наводить порядок в собственной комнате и во всем доме, складывая вещи в отведенное для них место.
  • Вместе с родителями планировать еженедельные покупки.
  • Помогать отцу при чистке салона автомобиля.
  • Накрывать на стол.
  • Готовить ванну для младшего ребенка, помогать маме с купанием.
  • Уметь включать и выключать бытовые приборы, засыпать порошок в стиральную машину.
  • Видеть, где матери или отцу требуется помощь, подключаться без напоминаний.
  • Помогать при уходе за овощами на приусадебном участке, за цветами возле дома и на подоконнике.
  • Участвовать в генеральной уборке помещений дома или квартиры.

Не стоит пугаться этого обширного списка, никто не планирует делать из детей Золушек. Большинство дел из этого списка требуется выполнять эпизодически, многие вместе с родителями.

Важно предлагать только те дела, с которыми ребенок справится наверняка. Главное – не забывать о дозированной похвале, которая может стать мощным стимулом для участия в делах.

Как научить ребенка самостоятельности?

Бывает, что родители констатируют у своего ребенка недостаток самостоятельности и спохватываются слишком поздно. Важно начинать приучение к самостоятельности задолго до поступления в школу, когда малыш стремится к самостоятельности и пробует свои силенки. Тогда ему крайне интересен мир взрослых вещей, и приучение к труду происходит самопроизвольно.

В школе начинать такую работу немного поздно, но, как говорит известная поговорка: «Лучше позже, чем никогда».

Основной стимул для того, кто трудится – справедливая оценка его труда. Поощрение, похвала, слова о том, что без Тани (Коли, Вани, Ирины) было бы не справиться, — лучший стимул. Не стоит манипулировать обещанием денег в качестве оплаты за детский труд, ведь тогда пришлось бы платить всем членам семьи.

Труд предваряется обсуждением того, что нужно сделать. Важно обсудить все нюансы предстоящего дела, чтобы ребенок избежал разочарования от некачественно выполненного дела. Лишь после того, как новое дело освоено, стоит приступать к следующему поручению.

Для забывчивых детей стоит повесить в детской комнате список дел, на помощь в выполнении которых надеются родители.

В первые дни выполнения поручений ребенок может что-то сделать неверно, испортить вещь. Ни в коем случае не стоит критиковать его за это, лучше подскажите, как избежать ошибок в будущем. Дети обязательно должны понять, как определить, что работа сделана хорошо, уяснить для себя критерии этого.

Развитие у детей навыков самообслуживания. 7 правил для мам

Не нужно требовать высокой отдачи, если у детей повысилась нагрузка в школе, например, в конце учебного года. Пусть временно кто-то возьмет на себя часть домашней работы. Немного позже ребенок это обязательно оценит.

Психолог Гранкина Дарья пишет:

«В действительности, каждый ребёнок хочет самостоятельности и независимости от родителей лет с трёх. И ни в коем случае не стоит эти пробы пресекать.

Например, дети могут бесконечно долго одеваться или чистить зубы так, что вся ванная в пасте, или мыть посуду, а она потом вся в пене. Но зато они хотят это делать им это интересно, это элемент игры. Ну чтож, надо запастись терпением и молча, а лучше с одобрением, за этим наблюдать.

Потом лучше самим перемыть или доубирать. Это очень важно, ведь дети должны понять, что в труде и самостоятельности есть радость.

Более того, обязанность родителей, это научить труду и самостоятельности своих детей. Лучше начать с того, что научить ценить чужой труд.

Еда в школе кем-то приготовлена и ей нельзя баловаться, по чистым полам нельзя ходить без сменной обуви, книги нельзя рвать и рисовать в них и т.д., этому всему надо учить. В ребёнке, и даже подростке, все воспитуемо.

Так надо этим воспользоваться. Иначе мы получим ленивых и инфантильных молодых людей. А лень, увы, начальник всех бед и пороков.

Ум ребёнка очень деятелен, и если он не занят добрым и хорошим, то занят плохим, это неизбежность.

Не понимая зачем и как нужно честно трудиться, такие дети потом будут воровать, попрошайничать и всячески хитрить. Говоря о реакции родителей, она должна быть позитивной и без насмешки.

Если ребёнок вынес мусор или протер пыль, то необходимо его похвалить, без пафосных слов, но отметить это событие ласковым словом.

Потому, пока ребёнок ещё способен слушать и слышать взрослых, необходимо научить его элементарным вещам: заправить утром постель, убрать за собой игрушки или учебники, доесть все в тарелке и потом вымыть ее, а лучше и за мамой с папой. В общем, самому себя обслуживать. Приучив ребёнка к домашнему труду, вы можете считать, что дали ему жизненные навыки и он уже не пропадёт в этом мире».

Чего ждать от трудолюбивых детей?

Мамы и папы, научившие свое чадо трудиться без понуканий, совсем не прогадали. Их дети твердо знают, что они — полноправные члены семьи, без помощи которых не обойтись ни маме, ни папе.

Мальчики и девочки, работающие по дому, быстрее социализируются в новом для них коллективе. Ни одна неожиданная ситуация, когда приходится рассчитывать только на себя, не выбьет их из колеи. Ребенок, умеющий приготовить себе еду, владеющий навыками самообслуживания, умеющий ухаживать за одеждой и обувью, вряд ли станет потребителем времени и труда окружающих.

Поделитесь с друзьями:

Источник: https://baragozik.ru/7-10-let/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-7-10-let-obyazannosti-detej-po-domu-i-navyki-samoobsluzhivaniya.html

Подготовка к садику: учим навыкам самообслуживания

Вымыть руки и поесть, снять и повесить на стульчик одежду, убрать игрушки, сходить в туалет – всем этим, таким простым для нас вещам ребёнка нужно учить. Чем раньше, тем лучше.

Навыки самообслуживания помогут малышу быстрее адаптироваться в среде одногодок и чувствовать себя увереннее. Кроме того, иногда малыши стесняются попросить воспитателя о помощи, если видят, что другие дети справляются самостоятельно.

Приучать ребёнка к навыкам самообслуживания можно практически с года. Конечно, родителям нужно набраться терпения и понимать, что у малыша вначале всё будет получаться не очень-то хорошо.

Не одну ложку супа он выльет на себя, прежде, чем научится есть, не одну кружку компота разольёт, пока приспособится пить самостоятельно. А сколько нужно надеть кофточек и штанишек задом наперёд, чтобы научиться это делать без вашей помощи! Но лучше приучать малыша всё делать самостоятельно после того, как он начал ходить. Как лучше это делать?

  1. Мыть руки. Приучите малыша каждый раз перед тем, как садиться за стол, мыть ручки. Чтобы эта процедура была для ребёнка более приятной, купите ему симпатичную детскую мыльницу, мыло в виде зайчика или мишки, полотенце с рисунком. Покажите, как нужно правильно намыливать руки, споласкивать под струёй воды и вытирать. Для поднятия хорошего настроения можно читать детские стихотворения на тему или шутливые потешки (например, «Водичка, водичка, умой моё личико…»).
  2. Самостоятельно есть. Возьмите ложку себе и дайте маленькую ложечку малышу. Покажите ему, как нужно правильно держать прибор и брать из тарелки кашу. Можно кормить ребёнка, чередуя: ложку каши вы, ложку он. Затем провести небольшую дидактическую игру «Кукла Маша пришла в гости». Попросите ребёнка показать кукле, как нужно держать ложку и хорошо есть. Пусть он покормит куклу. Развитие у детей навыков самообслуживания. 7 правил для мам
  3. Одеваться. Потренироваться застегивать и расстёгивать пуговицы ваш малыш может на кофточке у мишутки, кукольном платье, или специальном детском тренажёре-книжке. Тогда застегнуть рубашку на себе ему будет намного проще. Собираясь на прогулку, предложите сыну или дочери самостоятельно одеться. Можно посадить рядом игрушку, чтобы мишка или зайчик «наблюдал», как ребёнок сам надевает футболку, брючки, носочки. Перед этим покажите, как определить где у футболки и у брюк перед, как правильно надевать вещи, в том числе носочки.
  4. Ходить в туалет. Если мама всё время помогает малышу во время гигиенических процедур, то в садике он может просто не суметь воспользоваться бумагой. Казалось бы, мелочь, но какая важная! Одни крошки переводят буквально целые рулоны бумаги, другие боятся испачкаться и плохо вытирают всё то, что нужно вытирать. Не стесняетесь заводить тему: покажите малышу, как нужно обращаться с бумагой, как – смывать после себя, как – пользоваться ёршиком. Напомните, что после туалета необходимо мыть ручки.
  5. Пользоваться платочком и салфетками. Во время еды предлагайте малышу пользоваться салфетками, демонстрируя ему как это нужно делать. Чтобы ребёнок вытирал после еды рот не руками, манишкой, а салфетками. В кармашек одежды всегда кладите маленький платочек.

Обязательно хвалите малыша, когда он пытается что-то делать самостоятельно. Если ребёнок будет постоянно ощущать вашу поддержку, участие, то довольно скоро сможет продемонстрировать навыки самообслуживания.

Дети прекрасно реагируют на игровые моменты, театрализованные действа, поэтому старайтесь во время практических занятий использовать всевозможные дидактические материалы: кукол, тематические наглядные пособия и, конечно же, вместе с ними читать стихи, петь песенки, импровизировать со сказочными персонажами.

Источник: https://DetStrana.ru/article/rebenok-1-3/razvitie/podgotovka-k-sadiku-uchim-navykam-samoobsluzhivaniya/

Методическое пособие по формированию навыков самообслуживания для детей с особенностями в развитии

Развитие у детей навыков самообслуживания. 7 правил для мамМетодическое пособие по формированию навыков самообслуживания для детей с особенностями в развитии

ПОДГОТОВИЛА: ПЕДАГОГ 1 КВ. К ПЕТРЕНКО Н.С. ИРКУТСК 2014-2015

В настоящее время интерес к проблеме помощи детям с глубокой умственной отсталостью значительно возрос. Вопросами помощи этим детям занимаются такие международные организации, как ЮНЕСКО, Всемирная организация здравоохранения, Международная ассоциация по научному изучению умственной отсталости, Международная лига общественного содействия умственно отсталым и др.

Вопросами помощи глубоко умственно отсталым детям занимались Маллер А.Р., Цикото Г.В., Мастюкова Е.М.

Скачать пособие

В нашей стране такие дети находятся преимущественно в домах – интернатах Министерства социальной защиты населения. Здесь они живут на полном государственном обеспечении с 5 до 18 лет. Чтобы сохранить необходимый ребенку контакт с семьей, если такая имеется, и расширить его социальные связи, многие учреждения работают по такому режиму, что родители могут забирать ребенка домой.

Овладение навыками самообслуживания (умение раздеваться, одеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.

Читайте также:  Судороги пальцев ног на ногах. 25 способов как избавиться, первая помощь

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

При обычном варианте развития ребенок после года уже может осуществлять отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, может сам есть ложкой и пить из чашки.

Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ними.

И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.

У детей с особенностями развития формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам, составляет целое направление работы специалистов и родителей, в основе которого, лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи.

Только через подражание, усвоение образца навыки у таких детей не формируются, во всяком случае, полностью.

Причин может быть много: различные нарушения движения, слухового и зрительного восприятия, особенности эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития функций программирования и контроля, грубые нарушения интеллектуального развития.

Формирование навыков самообслуживания у детей с особенностями развития являются для них и их родителей (если имеются) жизненной необходимостью.

Имея опыт работы с умственно отсталыми детьми, я заинтересовалась проблемами детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. С 1 сентября 2007 года приняла группу детей – инвалидов, имеющих тяжелый диагноз.

С первых дней своей работы, естественным образом сталкиваешься с рядом перечисленных выше проблем – неадекватное поведение детей в кругу сверстников, неумение услышать и выполнить элементарные инструкции педагога, у большинства воспитанников не сформирована речь, навыки самообслуживания не сформированы.

Свою работу я начала с обследования детей. Навыки самообслуживания у большинства детей не были сформированы вообще, и они нуждаются в помощи няни-санитарки, у большинства отмечены разнообразные нарушения мелкой моторики, у 6 детей навыки самообслуживания были развиты слабо.

Все психические процессы нарушены. Внимание — недостаточной концентрации, объем его мал.

Неумение переключать внимание с одного вида деятельности на другой, быстрая забываемость, нарушение всех мыслительных процессов, наличие сложных форм речевых расстройств, полное отсутствие речевых средств общения.

Результаты обследования убедили меня в необходимости определения специальных путей организации работы, прежде всего, в формировании элементарных навыков самообслуживания и гигиены. Таким образом, появилось пособие под названием «Первые шаги».

Цели обучения по программе «Первые шаги»:

  1. Достижение более высокой степени самостоятельности в освоении различных навыков самообслуживания детьми с особенностями развития;
  2. Обучение родителей работе по программе формирования навыков самообслуживания;

В основу данного пособия положена система пошагового обучения, разработанная американскими психологами (Л. Бейкер, А. Дж. Брайтон «Путь к независимости»).

Преимущество пошаговой системы состоит в том, что она позволяет быстро и эффективно обучить ребенка с особенностями развития определенному навыку «именно в том возрасте и объеме, в котором тот навык формируется в случае обычного развития».

Для этого определяется уровень, на котором ребенок может самостоятельно совершить какое-либо действие внутри данного навыка, и следующий маленький шаг, которому надо ребенка обучать. Для каждого навыка расписаны последовательные шаги – от простого к сложному.

Помощь взрослого по мере освоения действий внутри навыка уменьшается в объеме, сворачивается от физической помощи к жесту, а затем – к инструкции.

Задачи обучения:

  • определение текущего уровня развития данного навыка
  • определение ближайших шагов
  • отработка навыка внутри каждого шага
  • разработка системы поощрений и контроля
  • обсуждение результатов с родителями и коллегами
  • Формы работы:
  • — индивидуальная (отрабатываются отдельные операции)
  • — групповая (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребенка подчиняется общему для всей группы детей правилу; кроме того, работает механизм подражания).
  • Занятия должны быть оснащены специализированным оборудованием: доски для шнурования, доски для застегивания пуговиц, картины, пиктограммы, таблицы.
  • Пособие рекомендовано для групп частичного обучения, рассчитано на категорию детей в возрасте (8-16 лет), с 2-х часовой нагрузкой в неделю, программа мероприятий рассчитана на 2 года.
  • Основные направления деятельности:
  • 1. Работа с родителями
  • создание заинтересованности у родителей: беседы о том, почему мы уделяем много внимания формированию навыков самообслуживания, обсуждение изменений в поведении, самовосприятии ребенка во время обучения; сравнение и оценка умений ребенка на начальном этапе в середине и конце обучения
  • обсуждение содержательной стороны понятия «навыки самообслуживания», необходимости специальной работы в этом направлении, знакомство родителей с программой

2. Работа с детьми

Уровни помощи педагога при работе с детьми:

  • совместное действие, осуществляемое «рука в руку» с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием действий
  • частичная помощь действием (последнее действие осуществляет сам)
  • педагог помогает начать действие, а продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле взрослого
  • ребенок осуществляет действие сам от начала до конца/ опираясь на пошаговую, подробную инструкцию педагога
  • ребенок осуществляет действие полностью самостоятельно

Использование пособия «Первые шаги» в нашей группе, вот уже на протяжении 2-х лет показывает положительную динамику в развитии детей с низким реабилитационным потенциалом.

Выделилась группа детей, которые успешно усваивают материал пособия и являются своего рода шефами более слабых детей, то есть выступают в роли сопровождающих на прогулку, оказывают помощь в столовой, при уборке классной комнаты, при застегивании пуговиц, зашнуровывании обуви, заправке кроватей, при проведении ежедневных гигиенических процедур, тем самым оттачивая и совершенствуя свои умения и навыки и формируя их собственным примером у других детей группы. Немаловажным аспектом пособия является принцип гуманности, при воспитании и обучении интеллектуально неполноценных детей необходимо помнить, что даже глубоко умственно отсталый ребенок способен почувствовать отношение к себе. Он переживает обиду, радуется ласке и доброте. Именно на данном принципе базируется направленность представленного пособия.

Подобно всем детям, он проявляет гнев, страх, любовь, но выражает их более откровенно, чем здоровые. Воспитание и обучение детей – инвалидов требует от окружающих людей и педагогов много терпения, настойчивости, понимания и педагогической изобретательности.

изучаемого материала

Методическое пособие содержит ряд ключевых разделов:

  1. Тело. Гигиена тела;
  2. Одежда. Использование одежды;
  3. Обувь. Использование обуви;
  4. Питание, прием пищи;
  5. Навыки культурного поведения;

Раздел 1 «Тело. Гигиена тела»

Тематика 1 год обучения:

  • Тело человека: голова, нос, рот, уши, зубы, шея, волосы, глаза;
  • Спина, руки, грудь, живот;
  • Ноги, колени, пальцы, ногти;
  • Предметы санитарии и гигиены: мыло, гребешок, мочалка, зубная щетка, зубная паста, ножницы, таз, полотенце, ванна;

Требования к знаниям и умениям 1 года обучения:

Дети должны знать и уметь:

  • Различать, показывать, называть части тела;
  • Распознавать среди подобранных предметов (гребешок, мыло, мыльница, мочалка, зубная щетка, зубная паста)
  • Находить по инструкции санитарную комнату;
  • Распознавать горячую и холодную воду;
  • Включать кран;

Раздел 1 «Тело. Гигиена тела»

Тематика 2 год обучения:

  • Действия, связанные с гигиеной тела;
  • Мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться;
  • Самостоятельно пользоваться туалетом и ванной;

Требования к знаниям и умениям 2 года обучения:

Дети должны знать и уметь:

  • Умывать лицо после сна;
  • Мыть руки перед едой и после прогулки;
  • Ежедневный вечерний туалет;
  • Уметь использовать горшок;
  • Полоскать полость рта;
  • Чистить зубы;
  • Использовать гребешок

Раздел 2 «Одежда. Навыки одевания и раздевания»

Тематика 1 года обучения:

  • Одежда: умение называть предметы одежды и различать одежду;
  • Колготки, носки, рубашка, штаны, пальто, куртка, шапка, шарф, перчатки, варежки;
  • Правила одевания и раздевания;
  • Способы складывания одежды;

Требования к знаниям и умениям 1 года обучения:

Дети должны знать и уметь:

  • Выбирать и называть одежду;
  • Подбирать одежду по погоде;
  • Самостоятельно одевать носки и футболку;
  • Застегивать пуговицы на рубашке;
  • Одевать шапку и повязывать шарф;
  • Складывать одежду на стульчик;
  • Вешать одежду на вешалку;

Раздел 2 «Одежда. Навыки одевания и раздевания»

Тематика 2 года обучения:

  • Одежда и уход за ней: (стирка носков)
  • Складывание одежды;
  • Хранение одежды;
  • Опрятный внешний вид;

Требования к знаниям и умениям 2 года обучения:

Дети должны знать и уметь:

  • Стирать носки и носовой платок;
  • Складывать одежду на стульчик;
  • Содержать одежду в чистоте;
  • Определять опрятного человека;
  • Застегивать пуговицы;
  • Завязывать шапку;

Раздел 3 «Обувь. Использование обуви»

Тематика 1 года обучения:

  • Ориентироваться в видах обуви;
  • Надевать обувь;
  • Ставить обувь на место;
  • Ставить обувь в определенное место;

Требования к знаниям и умениям 1 года обучения:

Дети должны знать и уметь:

  • Определить по внешнему виду: комнатные тапочки, резиновые сапоги, ботинки, сандалии;
  • Выбирать обувь по описанию и подавать ее;
  • Брать обувь и оставлять в определенном месте;
  • Уметь пользоваться обувной полочкой;

Раздел 3 «Обувь. Использование обуви»

Тематика 2 года обучения:

  • Виды обуви;
  • Хранение обуви;
  • Уход за обувью;
  • Надевание и раздевание обуви;

Требования к знаниям и умениям 2 года обучения:

Дети должны знать и уметь:

  • Определять обувь по внешнему виду, по словесной инструкции, просьбе;
  • Знать и указывать на место хранения обуви;
  • Мыть и протирать обувь после пребывания на улице;
  • Сушить стельку;
  • Надевать обувь по инструкции и помощи педагога;
  • Надевать обувь самостоятельно;
  • Шнуровать с помощью педагога или по инструкции;
  • Шнуровать самостоятельно;
  • Застегивать липучки;
  • Застегивать замок;

Раздел 4 «Питание. Прием пищи».

Тематика 1 года обучения:

  • Предметы, нужные для приема пищи: ложка, тарелка, чашка, кружка;
  • Чистота рук перед едой;
  • Правила пользования столовыми приборами;

Требования к знаниям и умениям 1 года обучения:

Дети должны знать и уметь:

  • Различать столовые принадлежности;
  • Мыть руки перед каждым приемом пищи;
  • Использовать ложку для супа;
  • Соблюдать правила аккуратности во время приема пищи;
  • Уметь держать кружку и пить из нее;

Раздел 4 «Питание. Прием пищи».

Тематика 2 года обучения:

  • Правила приема пищи;
  • Опрятным быть приятно;
  • Дежурство в столовой;

Требования к знаниям и умениям 2 года обучения:

Дети должны знать и уметь:

  • Правильно держать ложку;
  • Не разливать пищу;
  • Хорошо пережевывать пищу;
  • Уметь есть опрятно;
  • Уметь убрать посуду со стола;
  • Протереть стол;

Раздел 5 «Навыки культурного поведения»

Тематика 1 года обучения:

  • Столовая;
  • Вовремя попроситься в туалет;
  • Мытье рук после туалета и перед приемом пищи;
  • Мы ходим парами;
  • Физкультурная зарядка;
  • Не сорить и не мусорить;

Требования к знаниям и умениям 1 года обучения:

Дети должны знать и уметь:

  • Находить столовую;
  • Заходить в столовую парами и в тишине принимать пищу;
  • Проситься в туалет и мыть после его посещения руки;
  • Организованно строиться парами;
  • Участвовать в утренней зарядке;
  • Не сорить, а бросать мусор в корзину;

Раздел 5 «Навыки культурного поведения»

Тематика 2 года обучения:

  • Гигиеническая комната и туалет;
  • Шефство над младшими;
  • Наше место на прогулке;
  • Уборка территории;
  • Вежливые слова в обращении;

Требования к знаниям и умениям 2 года обучения:

Дети должны знать и уметь:

  • Знать расположение ванной комнаты и туалета;
  • Обращаться с просьбой – помочь сопроводить в ванну или туалет;
  • Заботится о младших воспитанниках;
  • Организовывать построение на прогулку, в спортивный зал, на занятия;
  • Знать свое место на прогулке;
  • Помогать в уборке территории;
  • Знать слова «спасибо», «пожалуйста»;
Читайте также:  Эффективные отбеливающие маски для лица в домашних условиях

Источник: http://doshkolnik.ru/defectologiya/14658.html

Формирование навыков самообслуживания у детей со сложными нарушениями

Консультация для родителей и воспитателей

Тема: «Формирование навыков самообслуживания в группе для детей со сложными (комбинированными) нарушениями» Цель: информировать родителей и воспитателей об особенностях формирования навыков самообслуживания у детей со сложными нарушениями. Умение одеваться и раздеваться, обуваться и разуваться в правильной последовательности, мыть руки с мылом, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться – это те навыки самообслуживания, которые должны быть сформированы как можно раньше у ребенка-дошкольника со сложными нарушениями, для успешной социализации в обществе. Своевременное формирование навыков самообслуживания является успешной предпосылкой в решении задач по формированию, развитию представлений и знаний детей об окружающем мире, сенсорному развитию, развитию речи, мелкой моторики, зрительно-моторной координации. Также способствует развитию умения выполнять действия по подражанию и следовать словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий. При работе по формированию навыков самообслуживания, необходимо учитывать особенность психических процессов, большой латентный период между предъявляемой информацией и ответной реакцией ребенка, выраженные двигательные проблемы. Поэтому формирование навыков должно проводиться в медленном темпе, с большим количеством повторов одних и тех же действий. Родители, воспитатели и специалисты, работающие с детьми, должны обучать детей согласованно, пользуясь определенным единым алгоритмом необходимых действий в формировании определенного навыка. В детском саду воспитатель осуществляет индивидуальный подход к формированию необходимого навыка, учитывая особенности каждого ребенка. Для этого употребляет (часто повторяет) четко сформулированную инструкцию, например: «Открой кран. Подставь руки под струю воды. Возьми мыло», при этом выполняя каждую инструкцию вместе с ребенком его руками, используя правило «рука в руке». Преимущество пошаговой системы состоит в том, что она позволяет быстро и эффективно обучить ребенка с особенностями развития определенному навыку. Для того, чтобы сформировать у ребенка навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, и родителям и специалистам, работающим с особым ребенком, нужно быть настойчивыми, требовательными, терпеливыми.

Для того, чтобы ребенок со сложными нарушениями научился быть самостоятельным, мы, воспитатели, специалисты ДОУ, работаем в следующих направлениях:

Мытье рук и рта

Учим: закатывать рукава; открывать кран; регулировать силу подачи воды; подставлять обе руки под струю воды; пользоваться мылом для рук (нажать на контейнер с жидким мылом, намылить руки до появления пены); смывать мыло (чтобы руки не были скользкими); вымыть рот (слегка наклониться над краном, намочить ладонь и вымыть рот, повторить); находить свое полотенце; правильно снимать свое полотенце с крючка (слегка приподняв его); разворачивать полотенце; насухо вытирать обе руки полотенцем; брать полотенце за петлю;

вешать полотенце на свое место.

Поведение за столом

Учим: отодвигать свой стул тихо двумя руками; правильно сидеть при приеме пищи (спина прямая, колени и стопы вместе); правильно держать столовую (десертную, чайную) ложку; правильно пользоваться столовой (десертной, чайной) ложкой; вытирать рот салфеткой (пользоваться салфеткой) во время приема пищи; откусывать хлеб (не разрывать на кусочки); пережевывать пищу; пользоваться только своей ложкой; не забирать еду рядом сидящих детей; пережевывать пищу с закрытым ртом; не разговаривать при приеме пищи; по окончании приема пищи тихо выходить из-за стола в последовательности: кружку поставить на стол, затем тихо встать, задвинуть двумя руками стул; взять кружку за ручку, помогая второй рукой; отнести и поставить кружку на стол подачи пищи);

говорить «Спасибо» по окончании приема пищи (неречевые дети – кивок головой один раз).

Пользуемся туалетом

Учим: снимать брюки (шорты) или приспускать до колен; садиться на унитаз, слегка раздвинув ноги; вставать с унитаза после окончания туалета; смывать после себя, нажав один раз на кнопку смыва; пользоваться туалетной бумагой по назначению; выбрасывать грязную туалетную бумагу в мусорное ведро;

  • одевать трусики, затем шорты или брюки (приподнять их).
  • Учим раздеваться:
  • аккуратно последовательно вешать одежду на спинку стула.
  • Учим одеваться:
  • заправлять футболку (майку) в шорты (юбку, брюки).
  • Учим обуваться, разуваться:
  • многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения.

снимать (спускать) юбку (шорты, брюки, трусики, колготки); снимать майку, футболку; снимать носки поочередно; выворачивать одежду;одевать (вставлять ноги, приподнимать) юбку (шорты, брюки, трусики, колготки); приготовить майку (юбку, футболку, трусики и т.д.) к одеванию; просовывать голову в горловину одежды; просовывать руки в проймы рукава; одевать майку, футболку; одевать носки поочередно;доставать обувь из-под стула (ставим обувь правильно под стул); поочередно вставлять ноги в обувь – снимать с пятки обувь, помогая руками; поочередно застегивать обувь (липучки, застежки) — поочередно расстегивать липучки (застежки) обуви. Итак, для успешного формирования элементарных навыков самообслуживания, необходимы следующие условия: установленный режим дня ребенка; согласованность действий воспитателя и родителей, направленных на формирование элементарных навыков самообслуживания; требовательность, терпение, настойчивость взрослого с целью четкого исполнения конкретного требования (инструкции) от ребенка; эмоциональная расположенность к ребенку; создание благоприятной и привычной для ребенка окружающей обстановки (любимые игрушки, место для игр, стол для занятий, его комната); Конспект коррекционно-развивающей деятельности по развитию зрительного восприятия в средней группе Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества Коррекционная работа с детьми с ОНР в подготовительной группе Техники направленной визуализации образов для детей. Техника «Разрисуй майку»

Источник: https://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-nikolaevna-demjanchenko/formirovanie-navykov-samobsluzhivanija-u-detei-so-slozhnymi-narushenijami.html

Воспитание у детей навыков самообслуживания

Воспитание у детей навыков самообслуживания

Прежде чем начинать приучать маленького ребенка к самостоятельности и самообслуживании, необходимо создавать условия: отвести постоянное удобное место для игр и хранения игрушек, чтобы он мог сам их брать, когда нужно, а затем убирать; сделать вешалку на уровне роста ребенка, чтобы он мог вешать полотенце, вешалку для верхней одежды, приобрести маленький стул. на котором ребенку было бы удобно сидеть при одевании, посмотреть, может ли ребенок самостоятельно застегивать и расстегивать свою одежду и т. л

Приучая маленьких детей к самообслуживанию, нужно чаще использовать объяснения и наглядный показ действия.

Поскольку знания и умения малыша еще невелики, он нуждается на первых порах в руководстве и постоянной оценке его деятельности.

Например, при обучении детей самостоятельному одеванию необходимо показать, с чего следует начинать, как натянуть колготки носки, чтобы пятка оказалась в положенном месте, как аккуратно, не сминая задники, надеть туфли, тапочки, как засучить рукава, чтобы не замочить их при умывании, как намылить руки, вымыть и вытереть их насухо и т. д. Всему этому ребенка нужно учить постепенно, показывая каждое действие, объясняя его смысл и последовательность выполнения.

  • Например, при умывании детей необходимо воспитывать следующие умения и навыки:
  • =Засучивать рукава
  • =Намыливать руки до образования пены
  • =Набирать в ладони нужное количество воды
  • = Мыть лицо двумя руками
  • = Мыть руки до локтя с мылом
  • = Насухо вытирать руки своим снятым с крючка полотенцем

Маленькие дети еще неумелы, неловки, они не сразу осваивают самые, казалось бы, несложные действия: льют воду на одежду, надевают неправильно туфли, носки, платье… Вот здесь-то взрослым необходимо проявить максимум терпения.

Нужно спокойно, без спешки показать малышу, как надо выполнить то или иное действие, предоставляя ему полную самостоятельность. Оказывать ребенку помощь следует только тогда, когда он в ней действительно нуждается, надо стремиться к тому, чтобы малыш постарался преодолеть трудности.

Проявившего настойчивость и добившегося результата ребенка следует обязательно похвалить, это побуждает его к проявлению большей самостоятельности.                       Маленький ребенок любит играть. Умываясь, играет с водой, одеваясь, превращает ботинок в автомобиль, во время еды играет с ложкой и т. д.

Понимая детскую потребность играть, стремление превращать окружающие предметы в объекты для игры, надо в то же время учить ребенка отличать игру от труда, спокойно, но настойчиво добиваться нужного результата.         Потребность ребенка в игре можно использовать с целью повышения интереса к делу.

Например, ребенок отказывается убирать вечером игрушки. Можно напомнить ему, что, скажем, «завтра мишка собирается к кукле Кате в гости, поэтому нужно все убрать, чтобы было красиво. Очень хорошо действует на детей оценка их труда, данная взрослым с помощью любимой куклы.

«Ну-ка, я посмотрю, как ты сегодня разденешься и сложишь свою одежду»,— говорит взрослый «мишкиным» голосом, держа игрушку в руках. Стимулирует детей к действию и приятная перспектива: «Одевайся скорее, сегодня хорошая погода, пойдем кататься на санках», или: «Убери игрушки, помой руки и приходи на кухню, поможешь мне ужин готовить».

Игра способствует развитию у ребенка многих навыков, которые пригодятся ему в труде по самообслуживанию и при оказании помощи взрослым в домашнем хозяйстве. Играя с куклой, малыш одевает и раздевает ее, застилает кроватку, подметает свой уголок маленькой щеткой и т. п.

В младшем возрасте следует давать такие поручения ребенку, которые позволят ему проявить заботу о других членах семьи, участвовать в совместном труде: поручить поставить на стол хлеб, положить ложки, вместе со взрослым убрать со стола.

Малыши с особым удовольствием выполняют просьбу взрослых помочь им в делах: подержать инструмент, пока папа что-то мастерит, подать бабушке туфли, принести хлебницу и т. п. Такие поручения доставляют ребенку радость, так как он осознает причастность свою к полезным делам.

                                                                                  Малыши проявляют большой интерес к тому, что делают взрослые дома, к их действиям, результатам труда. Этот интерес детей следует поощрять. Мама готовит обед, сын (или дочь) не отходит от нее, спрашивает, что она делает, вкусно ли будет и т. п.

Будет полезно для ребенка, если мать даст ему возможность понаблюдать за ее трудом, расскажет, что она делает; что должно получиться, для кого мама старается приготовить вкусную еду. При этом всегда можно найти и для ребенка дело, доставляющее ему удовольствие и интерес: принести ложку, подать соль, насыпать на разделочную доску сухари и т. д.

(конечно, ребенку надо перед работой надеть передник, вымыть руки) Важно, чтобы родители в присутствии ребенка отмечали заботу о нем родных, их желание выполнить свою работу хорошо. «Какую красивую рубашку сшила тебе бабушка! — говорит мать сыну.— Какая заботливая наша бабушка! Спасибо ей большое!»

Если родители не отстраняют от дела интересующегося их работой ребенка, стараются удовлетворить его любознательность, вызывают у него чувство благодарности к тем, кто трудится, у него формируется уважение к труду окружающих, появляется желание трудиться.

                                                Младшего дошкольника можно познакомить в доступной для него форме с трудом людей, который он повседневно наблюдает,— продавца, почтальона, шофера.

Родители рассказывают ребенку, что все люди работают, продавцы, например, продают хлеб, молоко, шоферы перевозят на машинах продукты, строительные материалы. Нужно подчеркнуть при этом, что они заботятся о всех людях.

Взрослые должны пользоваться удобным случаем, чтобы поблагодарить за внимание, хорошее обслуживание. Все это способствует формированию у ребенка уважения к взрослым и их труду.

Источник: https://edu.tatar.ru/chistopol/dou4/page1390244.htm

Ссылка на основную публикацию